Крупнейший украинский телеком оператор, Киевстар, и Ассоциация членов платежных систем «ЕМА» подписали Меморандум о сотрудничестве. Партнеры имеют целью информировать украинцев и обучать пользователей интернет-услуг распознавать и обходить ловушки кибермошенников.

«Кибермошенничество - проблема всего мира. И чем дальше, тем больше новых способов обмана возникает. Лучший способ бороться с мошенниками в сети и защититься от их ловушек - развивать и соблюдать элементарные правила кибергигиены. Это касается всех пользователей интернет и телеком услуг - от 14-летнего подростка, активного пользователя соцсетей, до человека в возрасте, который пользуется в основном голосовой связью. Неправильно думать, что кибермошенничество - чья-то проблема. Лучше быть готовым и защищенным, особенно важно научить безопасному поведению в Интернет детей и людей элегантного возраста », - комментирует Юрий Прокопенко, директор по кибербезопасности Киевстар.

По данным ЕМА, ежедневно 1-2% украинский сталкиваются с киберпреступниками через телефон, электронную почту, интернет-магазины, онлайн-сервисы по публикации объявлений, трудоустройства и кредитования. Согласно статистике, в 2020 году ежедневно в среднем осуществлялось 280 успешных для мошенников незаконных операций, то есть 12 в час (!).

«Мошенники чаще всего прибегают к методам социальной инженерии. Речь идет о введении в заблуждение граждан любыми способами, чтобы они раскрыли персональные данные, реквизиты платежных карточек, банковские коды и пароли мобильных операторов или осуществили перевод средств под психологическим воздействием на пользу мошенников. Убытки пользователей от мошеннических операций с использованием социальной инженерии в разы превышают убытки от других методов платежного мошенничества. Так, средняя сумма незаконной операции с использованием социальной инженерии в 2020 году составила 2400 гривен, с использованием социальной инженерии с угоном SIM-карты - 12500 гривен. В то же время средняя сумма незаконной операции в интернете составляла 198 гривен », - поделился директор Ассоциации ЕМА Александр Карпов.

Наиболее действенным способом борьбы с платежным мошенничеством, в частности социальной инженерией, является повышение уровня финансовой грамотности и платежной гигиены населения. Без тематических образовательных программ и распространения разъяснительной информации среди граждан невозможно кардинально решить проблему кибермошенничества.

Сейчас бороться с мошенничеством и становиться финансово и киберообразованным можно играя - благодаря онлайн игре «Zдолай шахрая», которая состоит из 57 тематических частей симуляторов различных видов платежного мошенничества: телефонное, банкоматное и кредитное; похищение SIM-карт; «Розыгрыши» призов и тому подобное. Каждый уровень - отдельный вид мошенничества и разъяснения, как обойти ловушку.

Киевстар активно противодействует мобильному мошенничеству и предупреждает абонентов о необходимости защиты персональных данных, например уберечься от угона SIM-карты можно с помощью перехода на контрактную форму обслуживания (более 90% абонентов в Украине - неидентифицированные, оператор не может подтвердить их личность при перевыпуске SIM-карты , ведь не имеет персональных данных таких абонентов). Напомним, что в июле 2020 телеком оператор также стал генеральным партнером Всеукраинской информационной программы Национального банка Украины #ШахрайГудбай. А в феврале 2020 Киевстар совместно с Министерством цифровой трансформации и Уполномоченным Президента по правам ребенка запустили информационную кампанию #Не_ведись и просветительский портал https://stop-sexting.in.ua/ с целью защиты детей в Интернете.

Источник: https://www.ema.com.ua/news/kiivstar-ta-iema-ob-iednalisja-dlja-borotbi-z-kibershahrajstvom/