Общество в целом, государственный и общественный сектор IT-сферы, в частности, хорошо ощущают на себе последствия продолжающейся агрессии РФ, которая носит гибридный характер, проникая в информационное и киберпространство в ущерб критической инфраструктуре государства и частному бизнесу.
21 мая 2021 года Указом Президента Украины № 203 было введено в действие решение СНБО Украины от 14 мая 2021 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)». В частности, этим решением определены ограничения операторами электронных коммуникаций и Интернет-провайдерами доступа пользователям сети Интернет к ряду веб-ресурсов, в том числе к страницам в социальных сетях и мессенджерах, в которых распространялись фейки и дезинформация.
Указанное решение СНБО Украины вызвало неотвратимую реакцию телекоммуникационного рынка. Вопрос, каким образом технически это можно сделать без оборудования, которое имеют далеко не все провайдеры, живо обсуждался игроками телеком-рынка в форуме «Дни электронных коммуникаций» еще в мае этого года. К тому же отсутствие четкой нормативной базы по ограничению доступа к интернету и соответствующего контента с технической точки зрения создает правовую коллизию прозрачности применения ограничительных мер. Поэтому по итогам форума прозвучало предложение обратиться к регулятору и СНБО Украины для обсуждения проблемных вопросов.
В июне профильные бизнес-ассоциации Телас, ИнАУ, УСПП обратились в Национальный координационный центр кибербезопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины с просьбой рассмотреть технические механизмы взаимодействия.
Во время обсуждения и дискуссии на платформе НКЦК стало понятно, что нужно решать не только технические вопросы. Поэтому после встречи 1 июля этого года участники предложили создать площадку для обмена мнениями и выработки конкретных решений по защите информационного пространства государства. Такой площадкой стала вновь созданная рабочая группа при СНБО Украины, которая провела 8 июля 2021 года свое учредительное заседание.
В ее состав (более 30 участников) вошли все ведущие отечественные операторы электронных коммуникаций, интернет-провайдеры, профильные общественные организации Интернет ассоциация Украины, Украинская ассоциация операторов связи «Телас», Украинский союз промышленников и предпринимателей, ООО «ДАБЛ Ю НЕТ ЮКРЕЙН », ЗАО «ПФ Украины », ЗАО «Датагруп », ООО «Воля-Кабель», АО «Укртелеком», АО «Киевстар», ООО «Лайфселл» и другие. Со стороны государства в рабочей группе приняли участие представители Аппарата СНБО, Службы безопасности, НКРСИ, Госспецсвязи, Гостелерадио, Министерство культуры и информационной политики и Министерства цифровой трансформации.
Изначально заседание рабочей группы все участники признали идею создания реестра запрещенных ресурсов устаревшей и неоправданной. Мировой опыт свидетельствует о необходимости введения более современных подходов, которые не позволят пользоваться инструментом «черных списков» нецелевым образом. Хотя звучали и совершенно неприемлемые предложения использования интернета только на основании «белых спискамов».
Основной фокус было решено сосредоточить на выработке механизмов и алгоритмов действий для операторов телекоммуникаций по выполнению закона о санкциях и защиты отечественного информационного пространства. Таким образом должны быть созданы прозрачные правила игры для всех участников рынка, а государство обеспечит интересы граждан по противодействию информационным угрозам.
Участники предложили сделать это в рамках небольшой подгруппы технических специалистов, которые должны наработать предложения к проекту документа с описанием механизмов ограничения доступа к запрещенным информационным ресурсам, для дальнейшего изучения и согласования всеми участниками рабочей группы. За основу было предложено принять существующий совместный приказ СБУ и Госспецсвязи.
Наработки рабочей группы будут использованы для внесения соответствующих нормативных изменений. При этом будет учтен опыт демократических стран мира, где существуют и реализованы такие механизмы, которые не ограничивают права и свободы граждан, однако обеспечивают высокий уровень защиты от гибридных угроз.
По информации СНБО